Архитектурные стили и направления

Архитектурные стили и направления

     Архитектура имеет огромную силу воздействия на людей. Ритм, который можно назвать эмоциональным кодом, играет важную роль в восприятии любого произведения, в создании его образа и его воздействии на нас во всех видах искусства: музыке, поэзии, танце. Это ритм света и тени, чередующихся в пространстве, ритм самих архитектурных линий и форм. В свою очередь он располагает к определенному ритму движения и зрителя. Архитектура формирует среду, в которой человек живет. Здесь важно все: цвет, формы, пропорции и размеры зданий, то, как они соотносятся  друг с другом и с окружающим их пространством. Архитектура может дарить ощущение гармонии или напряжения, покоя или тревоги, подавлять или придавать спокойной уверенности, прославлять. Архитекторы старались учитывать все это. На формирование тех или иных решений в архитектуре оказывают влияние многие факторы: наличие или отсутствие каких-либо строительных материалов, экономических расцвет или кризис, духовные спад или подъем в обществе, его нравственные идеалы, представления о красоте, соображения практической пользы и необходимости, климат и рельеф местности, политические события, культурные и династические связи.

     Эпоха Возрождения (Ренессанс) открыла Новое время (ХV-ХIХ в.в.). Раньше всего новая эпоха наступила в Италии. Уже в ХIV веке здесь появились новые идеи в изобразительном искусстве, литературе и архитектуре, отличные от средневековых, и новые средства их воплощения.

     Снова стали идеалом строгая соразмерность пропорций, гармония, уравновешенность частей и целого. Конструктивная ясность сочетается с пластической цельностью. Ритмы становятся спокойными и размеренными, архитектурные формы и декор - проще и лаконичнее. Исчезает бурная динамика, ее сменяет величавый покой. Портики и лоджии, аркады и колоннады способствуют открытости здания вовне, его готовности к взаимодействию с прилегающим пространством. Здание не замыкается в себе, но его ясные, статичные формы исполнены особенной весомости и самодостаточности.

     Стиль барокко родился в Италии в последней трети ХVI в. и стал ведущим в искусстве Западной и Центральной Европы XVII - первой половине XVIII столетия. Он наиболее полно выразил новое мироощущение, пришедшее на смену ренессансному. В конце ХVII в. стиль барокко пришел в Россию, где приобрел большую популярность. Проник он и на американский континент.

     Сам термин барокко возник лишь в ХVIII в. и переводится как "причудливый, странный". Стиль барокко необычайно многогранен, порой противоречив. Сложность, драматичность и противоречивость бытия, его изменчивая подвижность, новые учения о бесконечности Вселенной - все это нашло прямое или косвенное выражение в искусстве барокко. Он стал одним из наиболее универсальных и всеобъемлющих стилей. В ХVII в. сама философская концепция барокко являлась господствующей. Для барокко характерны пышный декор, обилие деталей, контрастные и насыщенные цветовые сочетания, сложное, динамично построенное пространство и смелые планировочные решения. Оно любит играть со зрителем, будь то имитация какого-либо материала, различные "обманки", сложные оптические эффекты. 

     Барокко любит криволинейные силуэты и планы, сложные, нередко асимметричные формы деталей декора. Декор обычно обилен и динамичен. Здания активно взаимодействуют с прилегающим пространством: их стены словно оживают, изгибаются, то активно сопротивляясь натиску прилегающего пространства, то будто вбирая его в себя. Колонные и пилястры могут собираться в тесные группы, антаблементы - увеличиваться в высоту и покрываться большим количеством горизонтальных тяг. Все детали наделяются повышенной пластичностью.

     В Европе ХVII в. классицизм стал вторым значительным стилем после барокко. Его также можно считать интернациональным стилем. Истоки классицизма можно найти в архитектуре итальянского Ренессанса, сквозь призму которой тогда воспринимали античность. 

     Классицизм сложился несколько позже барокко. Своего расцвета он достиг во второй половине ХVII в. Как и барокко, он продолжал существовать и в ХVIII в. Зачастую классицистические формы и отделку здания получали лишь снаружи. Их интерьеры могли оформляться в стиле барокко ( в чистом виде или в синтезе с классицистическими, как в Версале), а в ХVIII столетии - в стиле рококо. В Англии, где необычайно полюбилась готика, в отделке парадных залов могли использоваться и позднеготические мотивы. Строгости наружного облика здания противопоставлялась пышность его убранства. 

     Представители классицизма стремились, чтобы в структуре и оформлении зданий читалась ясность замысла, они отдавали предпочтение устойчивым и четким геометрическим формам, уравновешенным пропорциям. 

     Стиль рококо рождается во Франции к двадцатым годам ХVIII в. В середине столетия он достигает своего расцвета. Рококо стал своеобразной реакцией на строгость классицизма и велеречивость большого стиля, на строгий и чопорный этикет двора Людовика ХIV. Ему свойственны изящество, легкость, прихотливая игра капризных изгибающихся линий. Если говорить о содержании - жизнерадостность, а порою и легкомысленность. Рококо - прежде всего стиль королевского двора и аристократии. Подавляющее большинство шедевров стиля рококо и области архитектуры - это дворцы и парковые павильоны, светская архитектура. В России в чистом виде рококо проявил себя только в одном памятнике - Китайском дворце в Ораниенбауме под Петербургом. В целом ряде случаев рококо находил применение только в интерьере, а фасады здания выдерживались в стиле классицизма.

     Стиль рококо по своей природе подчеркнуто атектоничен. Он любит формы легкие и хрупкие ( что отличает его от барокко), зачастую еще более сложные и прихотливые, чем в барокко. К тому же рококо свойственна камерность, небольшие масштабы произведений. Все это объясняет, почему практически не существует зданий, целиком построенных в стиле рококо. В тех случаях, когда рококо соединялся с барокко, он сообщал барочным формам большую мягкость, камерность, изящество. Барокко и рококо в чем-то родственны друг другу. Рококо часто называют неким продолжением барокко.

     Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в ХVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последний названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления. Так, в петровское время барокко проявилось больше в планировочных решениях, в декоративной живописи и скульптуре, нежели в архитектуре зданий.

     Во второй половине ХVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм ХVII и ХVIII вв.

     Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов  в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов - простота и естественность, строгий вкус, умеренность. Значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности под влиянием идей  Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений. Классицизм ХVIII в.имеет ряд важных отличий от классицизма ХVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих  французских и английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. Классицизм ХVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия.

     В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760-1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. 

     Поздний классицизм (первая треть ХIХ в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire- империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой - ампир стал стилем империи Наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика - военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие, наградные венки, пучки фасциев с топориками. 

     Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь - в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира. Любимые мотивы - куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе.

     Антиподом классицизма еще в первой половине ХIХ века стал романтизм. Как и классицизм, он зародился в ХVIII столетии. Многие идеи, присущие ему (культ чувства, а не разума, культ свободной человеческой личности), восходят к таким важным культурным явлениям ХVIII столетия, как просвещение и сентиментализм. 

     Стиль модерн - одно из самых ярких и значительных явлений в искусстве Нового времени. Модерн возник в искусстве Западной Европы, но быстро пришел и в Россию. Его существование в качестве ведущего стиля было недолгим - конец ХIХ века - начало ХХ в. На смену ему приходят новые направления, которые начинают все чаще сменять друг друга. Стиль модерн, как и любой стиль, имеет свои хорошо узнаваемые приемы. Но одновременно он демонстрирует множество оригинальных решений.

     Одним из самых главных источников вдохновения модерна стала природа. Мастеров модерна привлекает мягкость ее форм и линий, ее органика, загадочность и скрытая сила. Неудивительно, что теперь они часто отдают предпочтение асимметричным композициям. Самые распространенные мотивы модерна - волна, изгибающиеся стебли растений. В дизайнерских решениях также могут просматриваться образы различных живых существ, реальных и фантастических; иногда это вполне конкретные изображения. также модерну свойственны стилизация, декоративность, любовь к орнаменту.

     Современная архитектура

     Одно из современных направлений в архитектуре - хай-тек - считается продолжением модернистских тенденций. В рамках модернизма существовало два основных направления: одно определял откровенный техницизм, другое получило название "органическая архитектура". Новый стиль распространился в разных странах, почему его и назвали интернациональным стилем. Многие авторы прежде всего стремились к функциональности построек; для них были важны не столько эстетические качества, сколько утилитарные. Те, кому важна была и эстетическая составляющая произведений, создавали новую эстетику. Они стремились показать художественную выразительность конструкций, искусственных и высокотехнологичных материалов - таких как сталь, железобетон, стекло.

     В 1960-х гг. модернизм, уже изживающий себя, стал вытесняться новым явлением в современной культуре, получившим название "постмодернизм". Его принципы лежат в основе современной культуры.

     Функционализм

     Уже в самом названии выявлена главная задача представителей этого направления: соответствие здания его функциям, исключительно рациональный подход. Функционалисты предусматривали вариации внутри предложенной ими схемы, но в целом их стиль был ориентирован на стандартизацию в  строительстве. Многие их идеи оказались утопичными, но многие, напротив, прочно вошли в современную архитектуру.

     Хай-тек

     Это одно из направлений современной архитектуры зародилось еще в 1970-х гг., но многие его идеи восходят к архитектуре начала ХХ века и даже второй половины ХIХ в. Хай-тек во многом продолжает  традиции авангарда, конструктивизма и функционализма с их стремлением утвердить красоту инженерных конструкций, внедрять современные материалы, ставить на первое место функциональность построек, не использовать какой бы то ни было декор. Сам термин переводится как "высокие технологии". Абстрактные геометризованные формы зданий зачастую перекликаются с образами современной техники. Такое впечатление усиливают материалы - серебристый металл, стекло.

     Архитектура - это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и  целые города. Архитектура - это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах воедино пользу, прочность, красоту.

Рейтинг: +++++